Свастика как символ Солнца

Обычно свастика ассоциируется у многих как символ нацистского рейха. Однако она использовалась задолго до Германского рейха практически всеми народами мира. Эта небольшая заметка - об исторических корнях этого символа и его роли в культуре древних народов, в частности населявших Апшерон.

В январе 2007 года у подножия Апшеронского маяка был выявлен некрополь в виде захоронений типа каменных ящиков. В могилах и вокруг были обнаружены сосуды из серой и красной глины, большое количество фрагментов керамики и другие археологические объекты. Среди указанных археологических материалов преобладают предметы, датируемые VII-VI веком до нашей эры.

Одной из интересных находок, обнаруженной археологом И.Алиевым у Апшеронского маяка, явился черепок из красной глины, который украшала лепная свастика.
Свастика это один из наиболее архаичных сакральных символов - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части - четыре сезона. Он рассматривается и как символ плодородия земли. Считалось, что свастика приносит счастье когда ее концы загнуты по часовой стрелке. Если концы загнуты против часовой стрелки, то она оказывает негативное влияние.
Свастика встречалась в древности у многих народов мира - в Индии, Китае, Египте, древней Руси, центральной Америке и др. Свастичными символами обозначали календарные знаки во времена Скифского царства. На Кавказе встречается со II - I тысячелетия до нашей эры.

 

Культ Солнца играл важную роль в жизни народов, населявших Азербайджан в бронзовый век. Поэтому появление свастики, как символа Солнца, на предметах быта не является случайным. Она встречается в различных районах Азербайджана. В частности, свастика изображена на ручке керамического сосуда, обнаруженного Гуммелем в 1930-х годах в кургане II тысячелетия до нашей эры на территории Ханларского района Азербайджана.

В албанском храме в Сарытепе около города Казаха, (Азербайджан) были обнаружены пинтадеры - глиняные штампы с желобчатыми нарезами в форме 3- и 4-конечных собирающих свастик (при печати они, естественно, принимали сеющую направленность). По версии И.Г.Нариманова, пинтадеры имели культовое назначение и использовались для выдавливания изображений на священных хлебцах.

В сырцовых гробницах в Ханларе и Кедабеке (Азербайджан) находят керамические сосуды, на которые свастика нанесена при помощи белой инкрустации (вдавленных линий белого цвета по лощёной поверхности). Типичными для этой керамики являются изображения лучника, целящегося в рогатое животное (козла). На всех изображениях голова лучника имеет схематическую треугольную форму, а в ряде случаев над ней стоит прямоугольная свастика. Данное изображение связано с астральной символикой и скорее всего является символами созвездий Стрельца и Козерога.

Фотографии сделаны мною и приводятся впервые (Фаик Насибов).

 

© Copyright Faig Nasibov, 2002-2011