Храм огня Атешгях
Огонь
во все времена играл большую роль в жизни
азербайджанцев. Неугасимый, бьющий из-под
земли, он вызывал у людей чувство
преклонения. Его обожествляли, строили
святилища. Одно из таких мест - храм "Атешгях",
что означает "Дом огня", "Место огня".
Храм
огня Атешгях расположен в 30 километрах от
центра Баку, на юго-восточной окраине
селения Сураханы Апшеронского полуострова.
Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на
месте «вечных», неугасимых огней - горящих
выходов естественного газа. Он сооружен
проживавшей в Баку индусской общиной,
большинство членов которой происходило из
Северной Индии и относилось к касте сикхов.
С очень отдаленных времен Баку отмечался в
источниках как местность, где горели
неугасимые огни. В Сураханы было святилище
зороастрийцев- огнепоклонников, которые
приезжали сюда на поклонение священному
огню. Предполагается, что это первое
святилище относится к началу нашей эры.
После завоевания арабами Азербайджана и
Баку и принятия жителями ислама храм огня
зороастрийцев был разрушен. Многие
зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены
были уйти в Индию. Дальнейшая история
огнепоклонничества продолжается именно
там. Сменилось много поколений, прежде чем торговля и
Шелковый путь не связали огнепоклонников
вновь со святилищем в Сураханах. Поклонение
огню в Сураханы возобновилось после XV века
в виду развития экономических и культурных
связей с Индией. В XVII веке источники
отмечают паломников индусов, прибывших в
Баку на поклонение огню.
На месте древнего святилища огнепоклонников-
зороастрийцев богатые индийские купцы
начали сооружать постройки. Наиболее
ранняя постройка храма относится к 1713 году.
К наиболее поздним относится центральный
храм-алтарь, выстроенный, как гласит
надпись на средства купца Канчанагара в 1810
году. В течении XVIII века вокруг святилища,
пристраиваясь друг к другу, выросли
молельни, кельи, каравансарай. На кельях
памятника имеются резные по камню надписи,
исполненные шрифтами индийского письма –
даванагари и гумруки.
Отшельники, насчитывающие несколько
десятков человек, жившие в Атешгях,
поклонялись огню, вели аскетичный образ
жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они
вешали на себя цепи, вес которых достигал
более 30 кг, лежали на негашеной извести - до
омертвления отдельных частей тела. Они не
трудились, жили за счет пожертвований
индийских купцов. Отшельники верили, что
душа человека после смерти перерождается и
возвращается вновь на Землю. А в каком
обличье - знатного человека или какого-нибудь
животного - зависит от кармы - суммы добрых и
злых дел.
В начале XIX века храм уже имел тот вид в
котором он дошел до нас. Выстроенный
в местных архитектурных традициях, Атешгях
сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в
плане сооружение, с зубчатой внешней стеной
и входным порталом. В центре внутреннего двора
возвышается четырехугольная ротонда
главного храма-алтаря. Над входным порталом
устроена традиционная на Апшероне гостевая
комната – «балахане». Близ храма-святилища
находится четырехугольная яма, теперь
совершенно заваленная камнями, где прежде
сжигали тела мертвых индусов на священном
огне.
В середине XIX века, в связи со смещением
земли, выход естественного газа в этом
месте прекратился. Паломники восприняли
это как наказание богов и стали
разъезжаться. Атешгях, как место поклонения,
просуществовал до 1880 года, когда последний
индус, оставшись один, уехал в Индию.
В 1975 году, после проведенных реставрационных
работ, Атешгях был открыт для посещения.
|