Композиция Освобожденной женщине

Памятник установлен в 1960 году на развилке улиц Губанова и Дж.Джабарлы.
Скульптор Ф.Абдуррахманов, архитектор М.Усейнов.

Чадра, как форма женской одежды, была характерна для города и тех поселений страны, где развивалась торговая жизнь. Большая же часть нашей республики чадры почти не знала. Борьба за ликвидацию чадры началась в бакинской прессе в 1908 году, когда азербайджанская либеральная буржуазия выступила под лозунгом раскрепощения женщины. Эти выступления встретили резкий отпор реакционного духовенства. Под напором реакционеров буржуазия отступает. Но между обеими сторонами происходит негласное соглашение. Буржуазия прекращает публичные выступления против чадры и получает гарантии неприкосновенности их собственных жен, одетых по-европейски.

После установления советской власти женщина вышла за узкие рамки труда для семьи. Она начала работать в обществе и для общества. Изменение социального статуса женщины получило свое отражение и в одежде. В 1920-е годы развернулась широкая агитация против чадры, которая порой встречала значительное сопротивление. Нередки были случаи когда родители-старики выгоняли из дома своих дочерей, "потерявших стыд",  т.е. сбросивших чадру. Известна история комсомолки Сарры Халиловой, убитой отцом за то, что она осознала себя свободной женщиной. Но даже эти выходки не смогли остановить женщину, ставшую на путь равноправия и свободы. Чем обширнее становилась область приложения женского труда, тем свободнее и разнообразнее становилась женская одежда.

Колоссальный путь, по которому прошла женщина Азербайджана, нашел отражение в монументе "Освобождение". На высоком постаменте была установлена фигура молодой азербайджанки, сбрасывающей с себя ненавистную чадру - символ феодального угнетения и социального неравноправия женщин Востока. Сейчас, видя множество красивых девушек на улицах Баку, трудно представить, что менее ста лет назад вся эта красота скрывалась под темным покровом чадры.

Позднее за монументом было построено высотное стеклянное здание. Долгое время нижние этажи здания занимал "Милли Иран Банк". Крупная вывеска Иранского банка на здании смотрелась весьма символичным фоном монументу, изображающему женщину Востока, сбрасывающую чадру.

>

 

© Copyright Faig Nasibov, 2002-2013